История сувенирных кукол «Потешного промысла»

Распространять любовь
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вышла долгожданная статья о «Потешном промысле», об истории возникновения и развития производства сувенирных фарфоровых кукол в журнале «Современные проблемы сервиса и туризма» РГУТиС, написанная совместно с Петербургским музеем кукол.

Библиографическое описание: Васильева Е. А. Кукольный народный художественный промысел Петербурга «Потешный промысел». // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. №2. Т.10. С. 132-140.

Файл в формате PDF: История Потешного промысла в журнале РГУТиС

1главная сайтапп-min

Многонациональный и поликонфессиональный Петербург, построенный «не в центре этнической территории русского народа, а на ее периферии, в близком соседстве с районами расселения других народов» [27], сильно подвержен влиянию западной культуры, особенно светской. Поэтому вполне закономерным выглядит тот факт, что народные художественные промыслы города и его окрестностей заметно отличаются от традиционного искусства центральной России своей особой петербургской лаконичностью, сдержанностью и утонченностью. Можно отметить высокий художественный вкус изделий, обеспеченный прекрасной образовательной базой, концентрацией социально-культурных институтов в едином месте и уникальным архитектурным пространством европейского стиля.

Куклы и игрушки как неотъемлемая часть изобразительной и народной декоративно-прикладной культуры России наиболее ярко отражают историческую память своего этноса, его мировоззрение, характеризуют край, особенности быта и уровень мастерства. Потешным производством издавна славилась Московская область, а именно Сергиев Посад, также Кировская, Архангельская, Владимирская, Нижегородская, Новгородская, Тульская, Тверская области [7]. Выбор основных материалов для создания изделий обусловлен наличием природных ископаемых в окружающей местности. Русские народные игрушки ассоциируются обыкновенно с глиной, деревом, берестой и текстилем. А их преимущественное назначение сегодня – детские игры, сувениры, украшение интерьера, коллекционирование и, помимо этого, театральные представления. Первичная ритуальная функция большей частью осталась в прошлом.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области менее, чем в других регионах страны, был развит игрушечный промысел в силу исторически сложившегося планомерного строительства и индустриальной направленности города, а также слабо развитого земледелия [15]. Несмотря на это, местность знаменита оятской керамикой села Алёховщина, фарфоровой скульптурой, стеклянными фигурами, оловянными солдатиками и многодельными куклами. Ремесленным центром Северной столицы с момента ее основания была Охта, ее мастера «выявили свои природные дарования в формах, которые резко отличаются от московской деревни и вятского базара. В игрушках охтенских кустарей отражалась всегда жизнь большого города: шикарный гусар, ухаживающий за городской барышней, барин и барыня на городских дорожках, шарманщик, вертящий свой инструмент, модная горничная, кормилица с барченком» [15].

Среди современных петербургских игрушечных промыслов и ремесел можно выделить кукольные мастерские «Потешный промысел», «Сувенирная мануфактура», фирму по производству исторической оловянной миниатюры «Ниена», фарфоровые статуэтки, деревянные токарные фигурки «Сказка», многочисленные стеклодувные артели и цеха по росписи матрешек.

Активному появлению новых изготовителей в конце XX века, возрождению забытых традиций и технологий в городе способствовала эпоха Перестройки, подарившая многим возможность проявления предпринимательской инициативы [26]. Культурная столица, являясь одним из самых притягательных туристических центров не только России, но и мира, определила появление многочисленных предложений на рынке петербургского искусства.

Так предприятие по изготовлению сувенирных и игровых фарфоровых кукол «Потешный промысел» было официально основано, а точнее, юридически зарегистрировано в 1991 году по инициативе выпускников художественно-графического факультета педагогического института им. А.И. Герцена. Компания сегодня обладает общероссийской и мировой известностью, а также официально признана народным художественным промыслом не только Петербурга, но и России. Наследуя многонациональные, культурные традиции города, она обрела свою популярность благодаря высокому качеству изделий, как с технологической точки зрения, так и с эстетической, художественной, а, кроме того, дидактической. Организатором и художественным руководителем коллектива выступила и ныне является Варенюк Галина Николаевна, также окончившая институт и аспирантуру Московского научно-исследовательского института художественного воспитания.

Продукция «Потешного промысла» представляет собой интересную разновидность сувенирных кукол с оригинальным конструктивным решением: маленькое изображение человека. Причем наименьшее внимание уделяется лицу, индивидуальность сводится на нет. Первое место отводится костюму, так как именно он в данном случае является носителем информации.

Похожие куклы изготавливались по свидетельству историка, исследователя игрушки, Оршанского Л.Г. более 200 лет назад в Санкт-Петербурге [15], в частности финно-угорским населением. На выставке 1913 года в Петрограде были представлены финляндские куклы, напоминающие по стилю и конструкции кукол «Потешного промысла» [22]. Прибалтийские страны и сейчас знакомят туристов со своими традициями, предлагая подобных сувенирных кукол в стилизованных национальных костюмах.

Первоначально фирма создавалась с коммерческой целью организации выпуска недорогих сувенирных кукол в русских народных костюмах для реализации их на зарубежных выставках, ярмарках, а также в сувенирных салонах, ориентированных на интуриста. Поэтому выпускаемая продукция подразумевала экономичную технологию изготовления, обладающую наименьшим количеством операций. Требовалось достичь убедительного художественного воплощения с условием применения простых материалов.

Кукла представляла собой сувенир высотой 17 см в образе русской красавицы. Изделие имело в основании картонный конус и гипсовую универсальную, без принадлежности пола и возраста, голову, расписанную вручную акриловыми красками. Костюм целиком шился из лоскутков ткани, отделывался жаккардовой, а также вязаной тесьмой, был несъемным. На первом этапе кукол изготавливали почти целиком сами художники в единичном экземпляре. Таких кукол можно назвать авторскими сувенирными куклами.

0796Задуманное дело оказалось очень новым и актуальным для города в тот период времени, продукция «Потешного промысла» пользовалось большим спросом не только у заграничных гостей, но также и у российских граждан. Поэтому следующим этапом развития фирмы явилось расширение ассортимента кукол, привлечение новых сотрудников. Отрабатывался механизм эффективного и качественного коллективного производства. Кукол стали тиражировать малыми сериями, ткань, тесьма и другие материалы покупались оптом у российских производителей. Теперь над созданием каждого изделия трудилось несколько человек, т.к. многосоставность куклы и ее серийность требовала четкого разделения труда. Поэтому уже в начале своей деятельности предприятие было вынуждено оборудовать сразу несколько цехов.

Компания закупила печи и организовала собственную керамическую мастерскую для формовки, отливки, замывки и обжига различных вариантов голов, рук и ног. Вместо гипса теперь использовали фарфор, как более прочный материал. Все модели лепились известным петербургским скульптором, членом Санкт-Петербургского отделения Союза художников России Зиновьевым Н.П. Создавались мини-комплекты и серии форм, характеризующие мужчину и женщину, взрослого и ребенка, принадлежность к определенному сословию или этносу.

OwlD9eTqkl0Также был открыт участок росписи, на котором заготовки для кукол, так называемое «бельё», расписывались вручную беличьими кистями поливинил-ацетатными красками в соответствии с типовыми образцами рисунков, отобранными по этническим, возрастным, гендерным и другим признакам. В изображении эмоций на лице куклы всегда приветствовался творческий подход мастеров. Контроль за соответствием изделия шаблону и одновременная свобода самовыражения благоприятно сказывались на конечном результате. Куклы получались выдержанными в едином стиле, но при этом всегда отличными друг от друга.

Многоуровневый процесс изготовления куклы, продуманный уже в начале 1990-х годов, и сегодня является основной схемой производства «Потешного промысла». Создание куклы начинается с идеи и макета. Зачастую художник придумывает новую оригинальную модель — промышленный образец, не руководствуясь предварительно нарисованным эскизом, но опираясь на сложившиеся стилевые особенности и традиции промысла. Все новинки производства утверждает художественный совет предприятия и регистрирует в инвентарной книге фондохранилища. Затем утвержденные модели продукции попадают в экспериментальный цех, где мастерами-конструкторами отрабатывается технология изготовления каждой куклы, отрисовывается комплект лекал. Составляется технический и научный паспорта, спецификация, в которых даются рекомендации, в том числе, варианты возможных цветовых и фактурных решений. Наличие безупречных, не требующих коррекции разработок, технологических карт во многом определяют эффективность и результат последовательной, серийной работы.

Отдел продаж, исходя из потребностей рынка, наличия материалов на складе и других факторов, формирует заказы на производство по имеющимся в фонде образцам. На каждый заказ, а это не более 30 штук одного вида, составляется монтировочная ведомость, художник-технолог творчески подбирает ткани, тесьму, фурнитуру, стараясь не отступать от авторской задумки, четко соблюдает конструктивную составляющую, а также может, в зависимости от тематики куклы, внести гармоничные изменения в цветовое решение и декор. Такая вариативность возможна, к примеру, при создании сказочных персонажей или стилизованных собирательных образов, но почти не допустима при моделировании кукол в военной униформе. Это обусловлено важностью соблюдения правил пошива и ношения форменной одежды, внешний вид которой строго регламентирован. Любой исторический костюм: этнографический, городской – требуют максимально точного воспроизведения с учетом покроя, знания моды той или иной эпохи, фактуры, фурнитуры на основании документальных сведений.

Непосредственную сборку расписанных и раскроенных частей изделия при тиражировании образца осуществляют сборщицы-одевальщицы на дому, преимущественно женщины, владеющие навыками шитья и предварительно обученные технологиям и специфике ремесла.

В производство могут поступать также заявки на разработку новых моделей кукол, как правило, оформляемые художественным руководителем предприятия совместно с отделом продаж. Мастерская, конечно, всегда открыта сотрудничеству, но не исключены отказы от работы с заказчиками по причине не соответствия условий заказа установленным внутренним производственным нормам, эстетическим и этическим представлениям художников и руководства компании. Концепция «Потешного промысла» простая — «Кукла должна быть доброй». Поэтому предложения о проектировании предметов, олицетворяющих нечистую силу или вызывающих отрицательные эмоции, пропагандирующих зло и пошлость, заведомо отклоняются.

Интересна тенденция обращения торговых и производственных структур других регионов и стран к художникам фабрики с просьбой изготовить сувенирных национальных кукол своего региона с целью реализации их от лица последнего. Этот не только не убывающий, а, скорее, нарастающий процесс еще раз подтверждает востребованность и несравненное качество изделий.

Для примера можно привести сотрудничество с Канадской украинской диаспорой, для которой разрабатывались куклы-украинцы. Также представители Республики Адыгея, Калмыкии, Татарстана, Удмуртии, Ростовской области и даже Карибских островов, и многих других, охотно приобретают сувенирные изделия «Потешного промысла» для туристических магазинов своих регионов. Некоторые из текущих заказов – это саамские и поморские куклы для Мурманска и арабские для Саудовской Аравии.

Помимо коммерсантов, с мастерской успешно работают некоммерческие учреждения культуры и образования. В конце 1990-х годов художница предприятия Овчинникова Ирина Викторовна создала коллекцию кукол в национальных костюмах «Народы России XIX – начало XX веков» для Чувашского государственного художественного музея, ставшую неотделимой частью его собрания [12].

Продукция «Потешного промысла» сейчас предлагается также как игрушка для детей от 3-х лет. Была разработана целая серия мягко-набивных и механических кукол ручной работы из текстиля и картона, дерева. Все изделия проходили сертификацию, подтверждающую экологическую безопасность материалов. Кроме того, ассортимент дополнен и другими куклами утилитарного характера: грелки на чайник и самовар, шкатулки для украшений и рукоделия, елочные подвески и конфетницы.

ПП_Листовка_ЛицоИдя по пути постоянного творческого развития, предприятие создает макеты костюмов в кукле, сотрудничая не только с художниками, но и со специалистами Этнографического музея, Академией театрального искусства, историками и искусствоведами. В фонде «Потешного промысла» насчитывается сегодня около 2500 моделей кукол размером 10-60 сантиметров, условно разделенных на тематические группы:
1. Национальный костюм разных времен и народов, населяющих Россию, Украину, Прибалтику, Кавказ, Европу, Ближний Восток, Азию, Африку и т.д.;
2. Исторические персоны, в том числе коллекция портретных кукол российских императоров, полководцев;
3. Униформа. К этому разделу относятся военная одежда, спецодежда и школьная, спортивная форма;
4. Сценический образ, по эскизам театральных художников (Бакст Л.С., Головин А.Я. и др.);
5. Городская, светская европейская мода;
6. Сказочные и литературные персонажи (Баба Яга, Снегурочка, Гринев, Ася и т.п.);
7. По мотивам изобразительного искусства: куклы, «сошедшие» с полотен художников и знаменитых книжных иллюстраций (Брюллов К.П., Васнецов В.М., Рачев Е.М., Маковский В.Е.Лиотар Ж.Э. и др.);
8. Корпоративные, т.е. изготовленные по заказу в качестве фирменного сувенира какой-либо компании, события, мероприятия.

Многочисленная коллекция позволяет «Потешному промыслу» регулярно проектировать и показывать выставки, приуроченные к определенным торжественным датам и событиям. Эти временные передвижные экспозиции всегда имеют массу положительных отзывов посетителей и благополучно сказываются на имидже фирмы.

Авторами первых образцов на стадии становления промысла являлись петербургские художники: Рогачева А., Сокол Г., Бестфатор Г., Банникова И., Аксенова Л., Воронова Л. Позднее к ним присоединились Жабрева А., Иванов А., Криштан С. Овчинникова И. и др. В данный момент в штате работают мастера: художник, кандидат педагогических наук Потемкина А., художник-экспериментатор Заикина А., художник-технолог Васильева Е.

100Структура компании в течение двадцати пяти лет претерпевала различные изменения, в целом совершенствовалась и трансформировалась в результате меняющихся условий рынка и появления конкурентов. Важным моментом в истории становления и развития промысла является открытие на его базе в 1998 году, при поддержке Российского этнографического музея, Петербургского музея кукол, в собрание которого были включены фонды «Потешного промысла», а также частная коллекция авторских, антикварных, театральных и других кукол руководителя предприятия Варенюк Г.Н. При этом нельзя не отметить, что обе структуры, а также сопутствующий сувенирный магазин разместились в собственном здании, выкупленном и отремонтированном своими силами.

Петербургский музей кукол стал естественным продолжением в развитии промысла и существенной его поддержкой как финансовой, так и научной. Была собрана великолепная библиотека книг по истории костюма и игрушек, которая несомненно помогает художникам ориентироваться при создании новых образов. Именно благодаря этому новому направлению удалось наладить диалог с учеными и специалистами исторических музеев. Музей кукол стал своеобразным культурным и туристическим центром, стимулирующим повышение художественного и качественного уровня изделий «Потешного промысла».

В музее работают демонстрационные мастерские. Каждый посетитель имеет возможность увидеть, как рукодельницы «Потешного промысла» делают сувенирные куклы. Желающие могут приобрести этих кукол в магазине музея или научиться собирать их самостоятельно. На предприятии всегда открыта вакансия «сборщица кукол», каждый может пройти первичное обучение новой профессии, овладеть навыками производства не сложных по крою и конструкции кукол. А профессионализм и мастерство создания трудоемких изделий достигаются посредством совершенствования навыков и постоянного общения с коллективом обеих организаций.

Можно обозначить основные даты в истории развития «Потешного промысла»:
1991г – Основание предприятия;
14 сентября 1994г – Первый год отнесения продукции «Потешного промысла» к изделиям народных промыслов и ремесел решением Художественного Совета по ДПИ, Народным промыслам и ремеслам при Комитете по Культуре Мэрии Санкт-Петербурга;
Ноябрь 1994г – Вступление в Ассоциацию «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области»;
1998г – Вступление в Ассоциацию «Народные художественные промыслы России»; Учреждение НУ «Петербургский музей кукол»;
2000г – Коллекция кукол «Многонациональный Петербург» была с успехом показана на Всемирном конгрессе «Итоги тысячелетия»;
2002г – Изделия «Потешного промысла» прошли Федеральный Художественный Совет при Министерстве промышленности, науки и технологий РФ и были зарегистрированы как изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
– Художник «Потешного промысла» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Молодые дарования»;
2003г – Молодые мастера «Потешного промысла» стали лауреатами Всероссийского конкурса молодых мастеров народных промыслов России «Молодые дарования»;
2004г – Художник «Потешного промысла» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Молодые дарования»;
2006г – Реконструкция в Петербургском музее кукол художественных мастерских 19 века «Светелка» и «Городская народная мастерская» в форме интерактивной экспозиции;
2007г – Участие в организации экспозиции Санкт-Петербурга «Живое русское слово» в Бельгии, показ кукол в костюмах героев русских сказок;
2009г – Куклы «Потешного промысла» победили в номинациях на лучшие изделия народных художественных промыслов на 8-й выставке-ярмарке «Ладья-2009», проводимой Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» в Москве;
2015г – Участие в выставке-ретроспективе «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра», приуроченной к 25-летнему Юбилею Ассоциации «Народные художественные промыслы России». Проект был реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства города Москвы.

В настоящее время «Потешный промысел» продолжает работать над расширением коллекции кукол в национальных костюмах народов России и мира. Выполненные на высоком художественном уровне куклы являются предметом коллекционирования и экспонирования на тематических выставках, украшением интерьера, корпоративным подарком и сувениром, образцом-макетом костюма, познавательной игрушкой. С помощью кукол в этнографических костюмах проводится работа с детьми по программе ознакомления с культурами других народов.

Несмотря на яркую функциональную и внешнюю многогранность интересно обратить внимание на художественную цельность изделий. Впечатляющий ассортимент производства объединяется не только общими конструкциями и технологией изготовления, у компании выработался самобытный, самостоятельный и неповторимый стиль, узнаваемый и характерный для Санкт-Петербурга. Куклы «Потешного промысла» и теперь продолжают выпускаться небольшими партиями, выдержанными в духе оформленных кукольных традиций ремесла, сделанные по эталонным образцам росписи, лекал, схемы сборки, но при этом отличаются друг от друга, благодаря творческому подходу мастеров на каждом этапе работы.

В ближайших планах компании стоит открытие нового зала постоянной экспозиции в Петербургском музее кукол, посвященного народам мира. Его основу составит обширная коллекция кукол собственного изготовления в национальных костюмах. И вполне своевременна идея оформления выделенного пространства, рассказывающего историю кукольного народно-художественного промысла в городе и области.

О популярности и настоящей народности «Потешного промысла» свидетельствуют многочисленные факты возникновения новых предприятий в течение последних 10 лет, выпускающих подобную продукцию в Санкт-Петербурге, Москве, Суздале, Казани, Уфе и других городах России. Кроме этого, китайские производители, обратили внимание на петербургские куклы и активно занимаются подражанием, копированием, руководствуясь спросом российских предпринимателей. Все эти обстоятельства создают с одной стороны препятствия на пути к развитию народного художественного промысла, а с другой — утверждают его и распространяют.

Сегодня Петербург по праву можно назвать кукольным городом не только вследствие современного увлечения художников и общества «игрушечными человечками», подкрепленного доступными как виртуальными, так и реальными визуальными и обучающими средствами, такими как музеи, выставочные залы, богатая архитектура, высшие учебные заведения и библиотеки. Но также благодаря народному художественному «Потешному промыслу» и Петербургскому музею кукол, одному из первых музеев кукол в России, зарождается новый имидж культурной столицы, а точнее, туристический бренд «Город кукол».

Список источников:
1. Bachmann M. Trachtenpuppen – Botschafter zwischen den Völkern. // Das große Puppenbuch. GDR.: Edition Leipzig, 1977. S. 220-242.
2. Coleman Dorothy S., Elizabeth A., Evelyn J. The Collector’s Encyclopedia of Dolls. London.: Robert Hale, 1970. 697 p.
3. Gorovaya A. Dolls Live in Own World on Vasilievsky Ostrov. // Newa news, 1999. №152. PP. 10.
4. The Collector’s Encyclopedia of Toys and Dolls. / Edited by Lydia Darbyshire. London.: Park Lane,1990. 256 p.
5. Васильева Е.А. Новизна как важнейший фактор мотивации спроса в современном культурном туризме на примере Петербургского музея кукол. / Музей и проблемы культурного туризма. // Материалы двенадцатого Круглого стола. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. С. 29-31.
6. Васильева Е.А. Экспозиционно-выставочная деятельность «Петербургского музея кукол». / Этнографические коллекции в музеях: Культурные стратегии и практики. // Материалы Двенадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб, 2013. С. 70-75.
7. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.: Советская Россия, 1987. 199 с.
8. Дрожжин Г.А., Федулин А.А., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М., Вапнярская О.И., Саранча М.А. Туризм как ресурс сохранения и развития народных художественных промыслов России. М.: РГУТиС, 2015. 64 с.
9. Кондрашов А.Н. Народное искусство России. М.: Интербук-бизнес, 2002. С. 218-221.
10. Крылов П. Охтинские корни Санкт-Петербурга. // Наш Дом, 1999. № 28. С. 1.
11. Лужков Ю.М., Линович С.М. Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения. М.: Московские учебники и Картолитография, 2009. 176 с.
12. Овчинникова Ирина Викторовна. / Собрание музея. // Чувашский государственный художественный музей. URL: http://artmus.culture21.ru/psearch.aspx?author=1064&modelid=399&begindate=AD&enddate=AD (дата обращения 12.01.2016).
13. Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.: Петроград, 1923. 155 с.
14. Оршанский Л.Г. Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России. // Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей / Под ред. Бартрам Н.Д., Боруцкий В., Глаголь С., Харузина В., Малахиев-Мирович В. М.: Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1912. С. 2-64.
15. Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927. Л.: Издательство Академии Художеств, 1927. 84 с.
16. Петербургский музей кукол. Официальный сайт. URL: http://www.museumdolls.ru (дата обращения 12.01.2016).
17. Петербургский музей кукол. Группа в соц. сети. URL: http://vk.com/museum_dolls (дата обращения 12.01.2016).
18. Потешный промысел. Группа в соц. сети. URL: http://vk.com/poteshny_promysel (дата обращения 12.01.2016).
19. Потешный промысел. Официальный сайт. URL: http://russiandolls.ru (дата обращения 12.01.2016).
20. Пушкинские мотивы в творчестве народных мастеров России. / Сост. Антонов В.П., Дрожжин Г.А. М.: Экономическая газета, 1999. С. 144.
21. Рабочая и учредительная документация ООО «НХП «Потешный промысел» и НУ «Петербургский музей кукол» за период с 1991 по 2016 гг.
22. Русское народное искусство на Второй Всероссийской выставке в Петрограде в 1913 году. Репринтное издание 1914 года. СПб.: Альфарет, 2008. С. 9-11.
23. Соловьева Л.Н. Игрушка. / Русский сувенир. М.: Интербук-бизнес, 2002. С. 42-43., 72-76.
24. Спиридонова Н.Я. Охтинские мастера. // Новая Охта, 2000. № 35(59). С. 2.
25. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: сборник статей. / Сост. Богуславская И.Я. Л.: Художник РСФСР, 1981. 374 с.
26. Чернов А. Игра в куклы переросла в бизнес. // Деловой Петербург, 2000. № 93(760). С. 19.
27. Юхнева Н.В. Многонациональная столица империи. // Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. / Под. ред. Шангиной И.И. СПб.: Искусство-СПб, 2002. С. 10.

21total visits,12visits today

Отправить ответ

1 Комментарий на "История сувенирных кукол «Потешного промысла»"

avatar
Sort by:   newest | oldest | most voted
О.Е.
Гость

Очень интересная статья. О народных художественных промыслах в крупных городах вообще очень мало что известно — их «забивают» другие культурные слои. Поэтому данная статья — это, действительно, очень ценный результат исследования и средство популяризации, продвижения такого промысла в С.-петербурге. Спасибо авторам!!!

wpDiscuz

dama2-min2