Музей как способ поддержки промысла. Статья в журнале «Музей»

Распространять любовь
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Васильева Е.А. Музей как способ поддержки промысла / Музей, №3, 2016. С. 37-41.

Используя данные Ассоциации «Народные художественные промыслы России», автор анализирует нормативно-правовые акты, состояние предприятий народных художественных промыслов, рассматривает в качестве примера сотрудничество Петербургского музея кукол и производства «Потешный промысел».

Один из способов сохранения художественных промыслов — создание музейных туристических комплексов в местах их бытования, в непосредственной близости к действующим мастерским.

В период всеобщей глобализации, компьютеризации и унификации, когда фактически стираются границы между культурами, на фоне крайней политической и экономической нестабильности особенно остро встает вопрос о сохранении национальной идентичности, традиций и развитии внутреннего социально-культурного потенциала страны. Этническое и конфессиональное разнообразие, природное, духовное и историческое богатство позволяют России раскрывать свои бескрайние возможности в преодолении внешних противоречий и возникающих трудностей.

Народные художественные промыслы и места их традиционного бытования, являющиеся культурным наследием и достоянием страны [7, 8], не только ярко презентуют и характеризуют местность, отражая ее ментальность, но воспитывают в подрастающем поколении доброту и усердие, любовь к Родине, несут функцию объединения и дружбы между народами, гармонично сосуществуя, взаимодополняя и усиливая значения друг друга, тем самым демонстрируют цельную и многоликую картину народного искусства России. Поэтому в число важных государственных задач сегодня входят сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов [25].

К сожалению, состояние современных традиционных ремесел, не утешительно. По данным Ассоциации «НХП России» объемы производства изделий ежегодно сокращаются. Уменьшается численность мастеров и художников, происходит старение трудового коллектива по причине низкой заработной платы и отсутствия мотивации у молодежи.  Вследствие этого угасает преемственность поколений, передающих навыки и секреты технологий [5].

Официально производством изделий народных художественных промыслов занимаются сегодня примерно 250 мастерских в 64 субъектах Российской Федерации. Общая численность занятых сотрудников на этих предприятиях составляет порядка 30 тысяч человек [9].  Наибольшее количество производств сконцентрировано в Центральном округе, на долю которого приходится около 40% всех предприятий. Наименьшее (5%) располагается в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах [23]. По данным государственной статистики только за последние 20 лет закрылось около 50 организаций промыслов. Каждое второе из существующих убыточно или низко рентабельно [5].

Предприятия народных промыслов – это де-факто некоммерческие структуры, мало имеющие альтернатив для самостоятельного развития без спонсорской и государственной поддержки, без помощи волонтеров и объединенных усилий, существующие зачастую благодаря голому энтузиазму и неискушенности мастеров.

Проблемы состоят не только в нехватке трудовых ресурсов, денежных средств, замещении российских товаров импортным и недобросовестной конкуренции, частично решаемые протекционными мерами правительства и интеграцией промыслов в сферы туризма и образования. Также мы наблюдаем закономерное и естественное снижение утилитарного значения изделий, сводимого преимущественно к нескольким функциям: сувенир, украшение интерьера, предмет коллекционирования, несмотря на довольно широкий ассортимент русских народных игрушек, одежды, кухонной утвари и мебели.

В условиях рыночной конкуренции и неугасаемого технического прогресса предприятия народных художественных промыслов вынуждены диверсифицировать, подстраиваться под современные тенденции моды, спроса, разрабатывая новинки и придумывая дополнительные пути расширения и дифференциации бизнеса. В результате появляется риск утрачивания истинного и самобытного традиционного декоративно-прикладного искусства и возникает вопрос о сохранении его первозданности, стилистических и символических особенностей, соблюдении технологий и конструкций.

Актуальность проблемы возрождения и поддержки кустарной промышленности была обозначена уже в начале 20 века историком Оршанским Л.Г., проследившим путь эволюции художественного прикладного искусства от крестьянского до городского фабричного, заявившем о потребности в строгой организации этой отрасли [15].

Мелентьев Ю.С., министр культуры РСФСР, в 1981 году писал о необходимости «фиксации и сохранения всего лучшего, что накоплено народным искусством». Выступил с предложением завести «картотеку лучших произведений, определивших на разных этапах стилевую направленность предприятий. … Такая картотека … была бы своего рода образцом для совершенствования творчества, но ни в коем случае не для прямого копирования» [24].

В связи с этим именно музей становится фактором сохранения истинного русского промысла как образовательный, социальный институт, хранитель культурного наследия, способный достоверно документировать историю, изучать артефакты, а, главное, интерпретировать, эффективно доносить полученную информацию до жителей и гостей своего региона. Предпочтение отдается «живому», интерактивному музею, способному удивлять общественность, потенциальных покупателей, рекламирующий и популяризирующий традиционную культуру России.

К музеям, охраняющим народные художественные промыслы, относятся скансены, музеи декоративно-прикладного искусства, этнографические и краеведческие, некоторые художественные, все они в большинстве своем государственные. Многие из них комплексно исследуют и собирают предметы искусства различных регионов, народов и эпох. Но также известны музеи, посвященные только одному конкретному традиционному мастерству, открытые непосредственно на ремесленных предприятиях, посвященные их истории и представляющие лучшие образцы изделий, где проводятся также соответствующие мастер-классы и показательные экскурсии на производство. Например, Музей ЗАО «Объединение Гжель» [12], Музей подносов в Жостово, Музей елочной игрушки «Клинское подворье» [6] и другие.

BNI_AIrFN78

Рис. 1. Здание музея и производства в Петербурге на Васильевском острове

Сувенирные фарфоровые куклы: воронежский нацилнальный костюм, стрелец, словацкая женщина

Рис. 2. Куклы в исторических костюмах (слева направо): Молодуха с ребенком (автор Романова Н.М., 1998г.), Стрелец17века (автор Овчинникова И.В., 1999г.), Воронежская женщина (автор Заикина А.Б., 2008г.), Женский словацкий костюм (автор Овчинникова И.В., 2004г.).

Основанный в 1998 году Петербургский музей кукол (рис. 1), учредителем которого является кукольный народный художественный промысел «Потешный промысел», также входит в число тесно взаимосвязанных с производством музеев. Его открытию содействовали специалисты Российского этнографического музея, Кунсткамеры, а оформлению неординарного сказочного пространства – Академия театрального искусства. Важно отметить, что комплектование коллекций, проектирование выставок и другая музейная деятельность ориентированы не только на продвижение ремесленного бренда. Собрание музея насчитывает сегодня порядка 40 тысяч единиц хранения, из них в экспозиции представлено около 5000.

Пьеро

Рис. 3. Марионетка Пьеро, художник Мельникова Т., 2013г. Автор фотографии Ивановская Д.

Фонды включают в себя приблизительно 2500 промышленных образцов предприятия (рис. 2), а также антикварные и современные театральные (рис. 3), интерьерные, детские, обрядовые куклы и игрушки, национальные сувенирные куклы разных стран, подлинные этнографические вещи, предметы быта, фрагменты костюма и музейные реплики.

Предприятие «Потешный промысел» как юридическое лицо организован в 1991 году и занимается изготовлением фарфоровых кукол ручной работы в этнографических, военных (рис. 4.), исторических костюмах в традициях Петербурга и области. Подобные статуэтки ранее создавало коренное население города, а именно, финно-угорские народы, а также охтинские мастера [15]. Похожие сувенирные фигурки в характерных для местности национальных одеждах сегодня мы можем увидеть у прибалтийских народов.

Так как кукольный промысел встречается с трудностями, присущими всему русскому традиционному кустарному искусству, Петербургский музей кукол оказывается его надежным подспорьем, интеллектуальной опорой.

Производство (фарфоровый цех, участки росписи и сборки), оптовый склад, музей и сувенирный магазин – обязательный атрибут современного досугового и туристического центра, расположены в отдельном двухэтажном здании на собственной территории, что, несомненно, способствует более эффективной и взаимовыгодной работе всех перечисленных направлений:

Санкт-Петербургский генерал-губернатор Трепов Д.Ф

Рис. 4. Портретная кукла «Санкт-Петербургский генерал-губернатор Трепов Д.Ф.», художник Васильева Е., 2009г. Автор фотографии Королева П.

  1. Посредством музея повышается авторитет компании в глазах потенциальных партнеров. Предприниматели, ищущие сотрудничества с «Потешным промыслом» предварительно знакомятся с экспозицией и демонстрационными мастерскими [27];
  2. Обычные посетители получают дополнительные впечатления, участвуя в процессе создания кукол и приобретая выпускающиеся в музее сувениры;
  3. Уникальная музейная библиотека по истории игрушечного дела, костюма и искусства, доступная художникам и мастерам предприятия, а также тесное взаимодействие с учеными, научными сотрудниками других просветительских институтов позволяют промыслу развиваться качественно как с технологической точки зрения, так и эстетической, а также этической;
  4. Сувенирная кукла в этнографическом костюме – побудительный мотив к знакомству с традиционной культурой, аттрактивный познавательный объект, который может успешно использоваться в воспитании национальной толерантности. Поэтому музей кукол активно использует материалы предприятия в дидактических целях, тем самым распространяя промысел;
  5. Регулярно сменяющиеся выставки всегда вызывают внимание средств массовой информации. Соответственно, промысел, в большинстве случаев, с отсутствующей или минимальной статьей расходов на рекламу, как неотъемлемая часть музея получает возможность дополнительного пиара;
  6. Сотрудничество музея с турфирмами, отелями также положительно сказывается на производстве, расширяя рынок сбыта сувенирной продукции.

Кроме того, многогранная работа музея, ее синхронизация с производством, предупреждает деградацию и исчезновение искусства, сохраняет художественно-стилевые особенности, исторически сложившиеся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования [25].

В заключение отметим, что некоммерческая структура – музей, а также народные художественные промыслы – культурная ценность страны, нуждаются в помощи государства и участии общества. Помимо этого, имеет большое значение консолидация предприятий и мастеров, которые общими и только искренними усилиями смогут добиться хороших результатов в оберегании, совершенствовании и подъеме народного традиционного творчества. И сегодня, когда российские граждане готовы путешествовать по России и приобретать товары местного производства, вдобавок, растет количество въезжающих интересующихся русской культурой туристов, открываются новые перспективы комплексного развития традиционных промыслов и музеев, их презентующих и сохраняющих.

Список использованных источников

  1. Васильева Е.А. Новизна как важнейший фактор мотивации спроса в современном культурном туризме на примере Петербургского музея кукол. / Музей и проблемы культурного туризма. // Материалы двенадцатого Круглого стола. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. С. 29-31.
  2. Васильева Е.А. Экспозиционно-выставочная деятельность «Петербургского музея кукол». / Этнографические коллекции в музеях: Культурные стратегии и практики. // Материалы Двенадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб, 2013. С. 70-75.
  3. Викторов Ю. На Васильевском можно создать Музей кукол! // Васильевский остров. События и факты, 1996. №12 (20). С.6.
  4. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.: Советская Россия, 1987. 199 с.
  5. Дрожжин Г.А. Доклад. / XXX Конференция Ассоциации «Народные художественные промыслы России» 8 апреля 2015 г. URL: http://nkhp.ru/art.htm (дата обращения 24.01.2016).
  6. Дрожжин Г.А., Федулин А.А., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М., Вапнярская О.И., Саранча М.А. Туризм как ресурс сохранения и развития народных художественных промыслов России. М.: РГУТиС, 2015. 64 с.
  7. Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями и дополнениями. Статья 3. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12127232/paragraph/907360:2 (дата обращения 31.01.2016).
  8. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» с изменениями и дополнениями. Статья 3. URL: http://base.garant.ru/104540 (дата обращения 31.01.2016).
  9. Караваев И.Е. Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития. Стенограмма парламентских слушаний 26 апреля 2011 года. URL: http://pandia.ru/text/78/037/4787.php (дата обращения 24.01.2016).
  10. Кондрашов А.Н. Народное искусство России. М.: Интербук-бизнес, 2002. С. 218-221.
  11. Лужков Ю.М., Линович С.М. Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения. М.: Московские учебники и Картолитография, 2009. 176 с.
  12. Музей ЗАО «Объединение Гжель». URL: http://www.gzhel.su/museum (дата обращения 12.01.2016).
  13. Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.: Петроград, 1923. 155 с.
  14. Оршанский Л.Г. Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России. // Игрушка. Ее история и значение. Сборник статей / Под ред. Бартрам Н.Д., Боруцкий В., Глаголь С., Харузина В., Малахиев-Мирович В. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1912. С. 2-64.
  15. Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927. Л.: Издательство Академии Художеств, 1927. 84 с.
  16. Петербургский музей кукол. Группа в соц. сети. URL: http://www.museumdolls.ru (дата обращения 12.01.2016).
  17. Петербургский музей кукол. Официальный сайт. URL: http://vk.com/museum_dolls (дата обращения 12.01.2016).
  18. Потешный промысел. Группа в соц. сети. URL: http://vk.com/poteshny_promysel (дата обращения 12.01.2016).
  19. Потешный промысел. Официальный сайт. URL: http://russiandolls.ru (дата обращения 12.01.2016).
  20. Пушкинские мотивы в творчестве народных мастеров России. / Сост. Антонов В.П., Дрожжин Г.А. М.: Экономическая газета, 1999. С. 144.
  21. Современные проблемы сервиса и туризма. Скансены и народно-художественные промыслы в туристском пространстве России и мира. Научно-практический журнал. М.: РГУТиС, 2015. Т. 9. № 4. 156 с.
  22. Соловьева Л.Н. Игрушка. / Русский сувенир. М.: Интербук-бизнес, 2002. С. 42-43., 72-76.
  23. Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года. Министерство промышленности и торговли РФ. М.: 2014.
  24. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: сборник статей. / Сост. Богуславская И.Я. Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 5-43.
  25. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» № 7-ФЗ 6 января 1999 г. с изменениями и дополнениями. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/179957/paragraph/9612:1 (дата обращения 25.01.2016).
  26. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями. Статья 26.1., 27. URL: http://base.garant.ru/123168/ (дата обращения 25.01.2016).
  27. Чернов А. Игра в куклы переросла в бизнес. // Деловой Петербург, 2000. № 93 (760). С. 19.
  28. Юхнева Н.В. Многонациональная столица империи. // Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы. / Под. ред. Шангиной И.И. СПб.: Искусство-СПб, 2002. С. 10.
  29. Bachmann M. Trachtenpuppen – Botschafter zwischen den Völkern. // Das große Puppenbuch. GDR.: Edition Leipzig, 1977. S. 220-242.

Скачать статью в формате PDF

Ссылка на журнал «Музей»: http://panor.ru/magazines/muzey/numbers/73587.html

Библиографическое описание: Васильева Е.А. Музей как способ поддержки промысла / Музей, №3, 2016. С. 37-41.

Отправить ответ

avatar
500
wpDiscuz

dama2-min2Фридаазе4 ТБТБРбдртекаа мдзда•кдкел