Диковины Петра Великого

Первый в России публичный музей и его странные сокровища: наглядные пособия по анатомии XVIII столетия, механический планетарий эпохи барокко, японская красавица для русского цесаревича.

В 2018 году исполняется 290 лет с того дня, когда для публики открылся первый и самый диковинный музей Петербурга, а может быть, и всей России — Кунсткамера, ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. 5 декабря (25 ноября по старому стилю) 1728 года посетителей пригласили в новое, еще не до конца достроенное здание на Васильевском острове, специально спроектированное для царского собрания диковин.

Санкт-Петербург. Здание Кунсткамеры. Фото: Пресс-служба МАЭ РАН / <a href="https://vk.com/museumkunstkamera">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Здание Кунсткамеры. Фото: Пресс-служба МАЭ РАН / ВКонтакте

 

Кукла наследника Николая

Самый романтический экспонат Кунсткамеры сейчас хранится в фондах музея и официально обозначается как «Кукла, изображающая танцовщицу-майко». Кукла сделана необыкновенно реалистично, в натуральную величину, с «живым» фарфоровым лицом, и за ее созданием стоит целая история, о которой снова вспомнили после выхода фильма «Матильда». Потому что цесаревич Николай Александрович, сердечный друг Матильды, имеет к этой кукле самое непосредственное отношение.

Цесаревич Николай Александрович в Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Источник: <a href="https://humus.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Цесаревич Николай Александрович в Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Источник: livejournal.com

В 1890–91 годах случилось большое путешествие Николая Александровича Романова на Восток, в Индию и Китай, Цейлон, Сингапур и Японию. Из путешествия Николай привез модную татуировку черного дракона на предплечье, несколько шрамов от сабельных ударов после нападения фанатика-самурая Цуда Сандзо и огромное собрание азиатских артефактов, обогатившее в том числе и Кунсткамеру. Например, огромные идолы у входа — цейлонский демон-людоед Ракшас и рогатый вьетнамский бог охоты —  это трофеи кругосветки цесаревича. Среди них была и прекрасная кукла, преподнесенная Николаю японским мастером Кавасимы Дзимбэя. Моделью для куклы была красавица-гейша по имени Моорока О-Мацу (или просто Омацу). Точнее, кукла — это ее портрет в натуральную величину.

Санкт-Петербург. Кунсткамера. Кукла, изображающая танцовщицу-майко (Гейша Омацу). Источник: <a href="http://www.kunstkamera.ru">kunstkamera.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Кунсткамера. Кукла, изображающая танцовщицу-майко (Гейша Омацу). Источник: kunstkamera.ru

В том, что гейша Омацу была необычайной красавицей, сомневаться не приходится. Ее представили цесаревичу в одном из увеселительных заведений Киото, и она, видимо, произвела на него сильное впечатление. Такое, что император Мэйдзи заказал портретную куклу Омацу, сделанную из фарфора и дерева в традиционной японской технике. Подарок был неофициальным и, видимо, слишком личным, поэтому формально был преподнесен от имени мастера Дзимбея.

Красота куклы породила легенду о том, что гейша была причиной покушения на Николая. Якобы полицейский был влюблен в Омацу и отвергнут, из-за чего и попытался напасть на будущего русского императора. Получается история в духе оперы «Мадам Баттерфляй», столь же неправдоподобная и эффектная. Так или иначе, прекрасная кукла пережила всех персонажей этого исторического сюжета и продолжает украшать собой петровский кабинет редкостей.

Статья с сайта: http://strana.ru

72total visits,2visits today

Распространять любовь
  • 38
  • 70
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    108
    Поделились

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar

dama2-min2