Роскошный и пугающий Головин

В истории театрального искусства имя живописца А.Я.Головина занимает особое и весьма значимое место. В течение более чем 10 лет мастер занимался сценическими постановками императорской России, достигнув в этом деле самых больших высот. Подлинным успехом и творческой вершиной Головина-оформителя стала постановка «Маскарад» по пьесе М.Ю. Лермонтова (1835 г.). Премьера состоялась 25 февраля 1917 г., в канун первых революционных событий, что придает ей поистине роковое значение.

DSC07395

«Лолотта» и «Дама». Макеты костюмов по эскизам А.Я. Головина

В своей работе над «Маскарадом» Головин выразил надвигающуюся бурю неотвратимых перемен: величественные, композиционно сложные декорации, костюмы, представившие череду ярких, но, иногда, пугающих образов – все это поражало зрителя и затягивало в пучину глубокой безысходности.

3

Эскиз занавеса «Страшная игральная»

Уникальная выставка в Петербургском музее кукол открылась к 150-летию со дня рождения художника. В пространстве зала представлены одиннадцать кукол, воссозданные театральные костюмы, а также копии эскизов образов персонажей и декораций. Талант А.Я.Головина нашел яркое выражение в искусстве сценографии. Он работал в качестве художника-декоратора императорских театров в Петербурге, где сотрудничал с В.Э. Мейерхольдом. Также, он широко заявил о себе работами для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже.

МАСКАД-зан

Эскиз занавеса, открывавшего пьесу «Маскарад»

Пурпурно-черный занавес открывал драматическую историю о любви, ненависти, гордыне и нравах светского общества прошлого столетия. Из-за цепочки роковых случайностей, сложившихся во время бала маскарада, главный герой — Евгений Арбенин — подозревает свою молодую супругу Нину в неверности. Недоверие, страх оказаться обманутым, а также ложь и хитрости окружающих, заставляют Арбенина пойти на ужасный шаг – убить свою жену. Развязка оказывается драматичной: месть Неизвестного – самого загадочного персонажа пьесы – привела к смерти возлюбленной, о чьей невиновности главный герой узнает лишь совершив страшный поступок.

4585_1 copy Маскарад

 

Эскиз костюма «Неизвестный»

Подготовкой «Маскарада» заведовал В.Э. Мейрхольд, уже прославившийся к тому моменту, в том числе, совместными постановками с А.Я. Головиным. Работа двух мастеров началась в 1911 г.  со скрупулезного изучения материалов эпохи сороковых годов XIX века в библиотеках, музеях, архивах, чтобы чувствовать себя свободными в ее истолковании. Итогом работы художника стали более, чем 4000 рисунков, которые менялись и отбирались в процессе взаимодействия с актерами и дальнейшим оформлением постановки.

Головин взял на себя исполнение всех декораций, костюмов, мебели и предметов, которые были использованы на сцене. Интересно, что последние создавались в бутафорских мастерских специально большего размера, чем в быту.  Это делало их заметными и значительными.

DSC07425

Костюм «Монта»

Воссоздание костюмов по эскизам А.Я. Головина стало не менее сложной, кропотливой и, конечно, творческой работой. Сейчас в музее русской драмы при Александринском театре находятся оригинальные костюмы 1917 г., однако, до нашего времени дошли не все. В 2009 г. студенты Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге начали восстанавливать их в качестве дипломных проектов. Первым стал костюм «Монты» (представлен на выставке), а следующим костюм «Китайца» (представлен на выставке). В работе над таким проектом требуется не только умение шить, но и конструировать. А также владение техниками бутафории. Например, для «Китайца» вся ткань была окрашена вручную, а  перья на головном уборе изготовлены из нарезанной и вычесанной органзы.

DSC07278  DSC07405

  «Турчанка»                                       «Испанка»                                         

Интерьерные куклы в уменьшенных копиях костюмов создавались студентами в качестве одного из учебных заданий с не меньшей тщательностью и степенью подготовки. «Испанка» в черном платье, украшенном цветочным узором, соседствует с «Дамой треф», чей сложный декор наряда включает мотивы карточной масти, а  костюм «Турчанки»  привлекает внимание не столько восточной роскошью, сколько цветовым решением в духе модерна.

3104

Занавес ко второму действию пьесы

«Странным образом премьера “Маскарада” состоялась в день, когда в Петрограде загремели первые выстрелы Февральской революции. […] . Однако же “Маскарад” имел долгую сценическую жизнь. Он не сходил со сцены многие годы, вплоть до того времени, когда бомбы Второй мировой войны уничтожили головинские декорации»

А.Я.Головин сумел создать целую сценическую симфонию: яркую, эмоциональную, живописную, но, вместе с тем, содержащую тяжелые ноты драматичного финала. Роскошь всего действа была особенной, беспримерной даже для придворных театров прошлого, тем символичнее, что она стала завершающим аккордом уходящей эпохи.

Автор: искусствовед Елена Петухова

       Литература

  1. Гусарова А. Александр Головин. — М., 2003
  2. Беляев М.Д. Маскарад Лермонтова в театральных эскизах Головина. – М.,1941
Распространять любовь
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •