«Кукольный карнавал на День города» («Балаган вечен»)

Друзья! Специально ко Дню города в нашем музее открылась новая праздничная выставка, которая воссоздает атмосферу веселого карнавального шествия, волшебного торжества жизни во всех ее проявлениях. Она реализована талантливым мастером Аллой Стрельцовой. Вниманию зрителей предложено около 60 текстильных кукол, а также  панно и фотографии, сделанные  художницей.  Сторонница лаконичных форм и выразительной палитры,  Алла Стрельцова создает яркие, запоминающиеся, порой гротескные образы. В малом зале представлены простые, может быть, несколько грубоватые, но очень колоритные и добрые образы традиционных балаганных забав и развлечений.

Праздничный оркестр

Праздничный оркестр

Изначально термин «балаган» имел значение «временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ». Балаганом также назывались театральные представления, райки, «комнаты смеха», выставки «уродов», передвижные зверинцы и торговые палатки. На основе таких народных балаганных представлений вырос особый театральный жанр – балаган.

Бродячие артисты

Бродячие артисты

В России первый балаган был связан с именем Петра I. В 1700 году Пётр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени, балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.

Шарманщик

Шарманщик

Балаган не был явлением высокого художественного вкуса. Это грубоватое лубочное действо отличалось нарочитой яркостью красок, крикливостью и остротой.  Ярмарочный спектакль представлял собою комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. На выставке перед нами проходит целая вереница самых разнообразных персонажей ярмарок и балаганов: шарманщики, циркачи, торговцы,  колоритная процессия индийского паши и его свита, сказочные звери и многие другие образы.

Эквилибристка

Эквилибристка

Часто подобные народные празднества и гуляния посещали аристократы, представители дворянства, которые специально переодевались, чтобы их не узнали. Они могли свободно общаться с другими людьми, отдохнуть от правил обязательного сословного этикета.

А.С. Пушкин, няня поэта Арина Родионовна, Н.В. Гоголь

А.С. Пушкин, няня поэта Арина Родионовна, Н.В. Гоголь

Интересным атрибутом дамы на карнавале была необычная кукла под названием «марот» (от франц. «marotte»), в буквальном переводе — «палка или шутовской жезл с набалдашником». Маротте существовали в Европе везде, где проводились массовые празднества — во Франции, Италии, Германии. Их можно было встретить на балах и маскарадах высшего света. Кукольные головки делались из фарфора, а рукоятка была из слоновой кости, поэтому марот могли себе позволить только  богатые особы. Эта игрушка-вертушка была верной «подружкой» для дамы высшего общества XIX века.

Старинная кукла Морет с ручкой из слоновой кости Ссылка: http://www.dollbooks.ru

Старинная кукла Морет с ручкой из слоновой кости
Ссылка: http://www.dollbooks.ru

Марот была незаменима  на балу. Мадмуазель держала маротку в руках, и прибегала к её помощи тогда, когда хотела привлечь внимание очередного кавалера. Лёгким движением руки игрушка раскручивалась вокруг своей оси и приводила в движение музыкальный механизм с короткой мелодией.  Многие дамы весьма игриво использовали эту игрушку  в качестве посредника для флирта с приглянувшимся поклонником.

Кукла Морет, работа художницы Аллы Стрельцовой

Кукла Морет, работа художницы Аллы Стрельцовой

Куклы марот (маротте) изящно дополняли  костюм светской модницы. Девушки очень любили и ценили своего маленького помощника, и куколка постепенно становилась похожей на свою хозяйку. Её наряды делались более красочными, утончёнными и повторяли стиль светской дамы. А бывало и так, что лицо куколки марот очень уж напоминало её фаворита… Впоследствии такая кукла переходила к ребенку и служила ему погремушкой.

Пол Пил « Время ложиться спать», вторая половина XIX века Ссылка: http://www.liveinternet.ru

Пол Пил «Время ложиться спать», вторая половина XIX века
Ссылка: http://www.liveinternet.ru

Посмотреть карнавальных и балаганных персонажей, а также разные куклы маротки можно до 30 июня!

 

 

Распространять любовь
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •